Алексеева Дина Кирилловна

Образовательная область «Речевое развитие» Приобщение к художественной литературе.

Приобщение к художественной литературе.

 Цели и задачи:

· Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).

· Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

· Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

· Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

· Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

· Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

· Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

· Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей

Число/

месяц

Тема

Задачи

Интеграция областей

5.10

Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

Чтение рассказа Г.Скребицкого «Осень». О. С.Ушакова стр 90.

Воспитывать эмоциональное восприятие произведений живописи, передавать свои впечатления; обогащать словарь детей определениями, использовать в речи глаголов, синонимов, антонимов; учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией свои чувства и впечатления.

Художественно-эстетическое, речевое развитие.

12.10.

«Овощи. Огород»

Чтение сказки Р. Родари «Большая морковка». О.С.Ушакова стр 101.

Учить детей чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях двух сказок; замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.

 Речевое развитие.

Познавательное развитие

19.10.

«Фрукты. Сад»

Чтение Л. Толстого «Косточка». О.А.Иванова стр 40.

Познакомить детей с новым для них жанром художественной литературы-былью; побуждать дошкольников полно отвечать на вопросы, учить оценивать поступки героев, понимать значение пословиц.

Познавательное развитие

 речевое развитие

26.10.

«Лес.Яголды.»

Заучивание стихотворения И.Мазина «Осень». О.С Ушакова стр 86.

Закрепить знания детей о признаках осени в процессе рассматривания иллюстраций, вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы, желание выразить свои впечатления в образном слове; учить выразительно читать стихотворение наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть.

 Познавательное развитие

Речевое развитие Художественно-эстетическое

2.11.

«Одежда»

Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа». О.С Ушакова стр 93.

Учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличия от других литературных жанров.

Социально коммуникативное развитие Речевое развитие.

9.11.

«Обувь»

Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословице. О.С. Ушакова. Стр 117.

Уточнять представления детей о жанровых особенностях, назначении пословиц, поговорок; учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним небольшие рассказы и сказки.

Познавательное развитие

Речевое развитие.

16.11.

«Игрушки»

Читаем стихи А.Барто из цикла «Вовка- добрая душа». О.А. Иванова стр 14. О.С Ушакова стр 112.

Познакомить детей с жизнью и творчеством А. Барто. Вспомнить стихи, знакомые с раннего детства. Побуждать детей к выразительному чтению стихов.

Социально коммуникативное развитие, речевое развитие.

23.11.

«Посуда»

Чтение р.н.с. «Хаврошечка». О.С.Ушакова стр 111.

Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, учить понимать переносное значение.

 Социально коммуникативное развитие речевое развитие.

30.11.

«Продукты питания»

Чтение норвежской сказки «Пирог». О.С.Ушакова стр 94.

Познакомить детей с норвежской сказкой; учить находить сходство в сюжетах, идее, характерах героев сказок «Пирог» и «Колобок». Учить детей замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.

Социально коммуникативное развитие речевое развитие. Познавательное развитие

7.12.

«Зима. Зимующие птицы»

Перессказ рассказа Е.Чарушина «Воробей». О.С.Ушакова стр 135.

Учить детей пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию; понимать образные выражения.

Социально коммуникативное развитие, речевое развитие.

14.12.

«Домашние животные зимой»

Чтение р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». О.С.Ушакова стр 117.

Учить замечать и использовать выразительные средства языка; уточнить понимание значения слов и выражений.

Социально коммуникативное развитие,  речевое развитие.

21.12.

«Дикие животные зимой»

Чтение р.н.с. «Лисичка-сестричка и серый волк». О.С.Ушакова стр 85

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки.

Речевое развитие. Социально коммуникативное развитие

28.12.

«Новый год»

Чтение отрывка из сказки Х.Андерсена «Снежная королева». О. А.Иванова стр 58.

Продолжать знакомить детей с творчеством знаменитого сказочника; показать красоту образов, возможности художественного слова в описании природы, в частности зимы, в сказке «Снежная королева».

 Социально коммуникативное развитие речевое развитие .

11.01.

«Мебель»

Малые фольклорные формы. О.С.Ушакова стр 91.

Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм; учить осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки.

Социально коммуникативное развитие,  речевое развитие.

18.01.

«Транспорт грузовой и пассажирский»

Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль» «Метро» О. А.Иванова стр 29.

Познакомить детей с творчеством Н. Носова; посредством рассказов закрепить правила поведения на улице; расширять представления о транспортных средствах; побуждать детей правильно понимать нравственный смысл, мотивированно оценивать поступки героев.

 Социально коммуникативное развитие, речевое развитие.

25.01.

«Профессии на транспорте»

Чтение сказки Р.Родари «Дудочник и автомобиль». О.С.Ушакова стр 109.

Учить детей понимать характеры сказочных героев, развивать умение придумывать разные варианты окончания сказки.

Социально коммуникативное развитие речевое развитие.

01.02.

«Детский сад»

Стихи, загадки о профессиях, пословицы о труде.

Обогащать представления детей о профессиях. Учить детей придумывать загадки по предложенному началу, на заданную тему; осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы.

 Социально коммуникативное развитие, речевое развитие .

Познавательное развитие

08.02.

«Ателье швея»

Чтение рассказа Н.Носова «На горке». О.С.Ушакова стр 106.

Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета.

 Социально коммуникативное развитие, речевое развитие .

15.02.

«Стройка. Профессии»

Писатели о вежливости. О. А.Иванова стр 41.

Уточнить представления детей об особенностях рассказа, его отличиях от других литературных жанров; учить правильно понимать нравственный смысл, оценивать поступки героев.

 Социально коммуникативное развитие, речевое развитие.

22.02.

«Наша армия»

Богатырская сила «Былины о русских богатырях» О. А.Иванова стр 19.

Познакомить детей с новым жанром художественной литературы-былиной; помочь им понять смысловую сторону пословицы.

Социально коммуникативное развитие, речевое развитие.

29.02.

«Комнатные растения»

Чтение сказки «Аленький цветочек». С. Асакова. А.Иванова стр 56.

Познакомить детей с творчеством С.Аксакова; углубить представления детей о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки.

 речевое развитие

Познавательное развитие

07.03.

«Весна. Приметы весны»

Чтение сказки Г.Скребецкого «Март, апрель, май». А.Иванова стр 75.

 Побуждать детей эмоционально воспринимать образное содержание художественного текста, выразительно читать наизусть стихи, интонационно передавая настроение весенней природы.

 Познавательное развитие

речевое развитие.

14.03.

«Весенние с/х работы»

Рассказывание н.б.с. «Легкий хлеб» А.Иванова стр 22.

Побуждать детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев; продолжать учить дошкольников понимать переносное значение пословиц.

Познавательное развитие

 речевое развитие.

21.03.

«Откуда хлеб пришел?»

Перессказ р.н.с. «Колосок». О.С.Ушакова стр 134.

Учить детей пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, свое отношение к персонажам.

 Социально коммуникативное развитие, речевое развитие.

28.03

«Речные, озерные аквариумные рыбы

»Чтение рассказа Ушинского «Четыре желания» О.А.Иванова стр 77.

Уточнить представления детей о временах года; вызвать желание выразить свои впечатления; углубить представления дошкольников о соответствии названия текста его содержанию.

 Познавательное развитие

речевое развитие.

04.04.

«Почта»

Просмотр мультфильма «В Простоквашино»

Расширять представления детей труде почтальона, через просмотр мультфильма. Вызвать эмоциональный отклик на просмотренный фильм; умение анализировать  и оценивать поступки героев.

Социально коммуникативное развитие, речевое развитие.

11.04.

«Космос»

Беседа по произведению В.Драгунского «Удивительные дети». О.А.Иванова стр 43.

Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь; побуждать детей чувствовать юмористический характер рассказа, правильно понимать нравственный смысл текста, мотивированно оценивать поступки героев.

Познавательное развитие

Речевое развитие.

18.04.

Наш город.

Чтение стихов о Сургуте.

Расширять представления детей о родным городе, его истории. Воспитывать чувство восхищения, гордость за свой город.

 Социально коммуникативное развитие, речевое развитие.

25.04.

«Правила дорожного движения»

Чтение стихотворения Г.Георгиева «Светофор». О.А.Иванова стр 32.

Расширять представления детей о правилах дорожного движения; подвести детей к понимаю, что книга-это один из источников знаний; продолжать знакомить с разными жанрами художественной литературы.

Познавательное развитие

 речевое развитие.

02.05.

Семья.

Выходной день.

9.05.

Насекомые.

Выходной день.

16.05.

Лето.

Составление описательного рассказа по пейзажной картине «Лето» О.С.Ушакова стр 128.

Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине, используя разные типы предложений; обогащать словарь детей образными словами и выражениями, активизировать в их речи глаголы, синонимы, антонимы.

речевое развитие Художественно -эстетическое Социально коммуникативное развитие,

23.05.

«Полевые цветы»

Чтение В.Катаева «Цветик-семицветик». О.А.Иванова стр 28.

Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки; подвести их к пониманию нравственного смысла сказки и мотивированной оценке поступков  и характера главной героини.

Социально коммуникативное развитие, речевое развитие

Используемая литература:

  1. О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» М., Сфера, 2004.
  2. О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой детей 5-7 лет» М., Сфера, 2010.
  3. О.А.Иванова «Учимся читать художественную литературу» «Школьная пресса» 2005.
 Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская «Хрестоматия для детей старшего дошкольного
27 ноября 2015 в 20:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.