Алексеева Дина Кирилловна

Образовательная область «Познавательное развитие» Ознакомление с миром природы. Познавательно-исследовательская деятельность.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Ознакомление с миром природы

Цели и задачи:

· Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

· Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».

· Продолжать знакомить с комнатными растениями.

· Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

· Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). Познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.).

· Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).

· Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

· Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

· Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Число/

месяц

 

Тема

Задачи

Интеграция областей

5.10

Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

 Петрова Т.И. стр 8.

О.А. Соломенникова

Стр 42

Расширять представления детей о характерных признаках осени, о разнообразии деревьев, которые нас окружают. Учить узнавать их по листьям, коре, плодам, внешнему виду. Продолжать учить детей поддерживать беседу, составлять описательные рассказы по картине, находить различия и сравнивать два пейзажа, точно подбирать определения.

Познавательное  и речевое развитие.

12.10.

Овощи.  Огород.

 Т.И Петрова стр 16.

И.В.Козина стр 13.

Расширять обобщенные  представления об овощах, о месте их произрастания. Уточнить, как за ними ухаживают, что из них готовят. Напомнить о том, что в овощах много витаминов.

Познавательное развитие. Речевое развитие.

19.10.

Фрукты. Сад.

О.А. Соломенников астр 36.Т.И.Петрова стр 19. И В Козина стр 18.

Расширять представления детей о многообразии фруктов, о способах ухода за садовыми растениями. Формировать общие представления о пользе фруктов, о разнообразии блюд из них.

Познавательное и речевое развитие

26.10.

Лес. Ягоды. Грибы.

Н. В Степанова стр 198. Т. И. Петрова. Стр 20.

Дать представления о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.

Познавательное и речевое развитие

2.11.

Одежда.

Л.Н. Смирнова. Стр32. О.В Дыбина стр75.

Закрепить назначения и основные виды одежды, ее части, кто ее шьет и из чего.

Познавательное развитие

9.11.

Обувь.

И. В Козина. Стр 43. О. В Дыбина стр 13.

Расширять обобщенные представления детей об обуви, их существенных признаках; материалах из которых они сделаны.

Познавательное и речевое развитие

16.11.

Игрушки.

Л.Н. Смирнова стр 30.

Т.М. Бондаренко стр 79

Закрепить название игрушек, из чего они сделаны, как с ними обращаться.

Познавательное и речевое развитие.

23.11.

Посуда.

О.В. Дыбина стр 108.

Л.Н. Смирнова стр 33.

Закрепить названия предметов посуды, ее виды, из чего она сделана, где хранится.

Познавательное и речевое развитие

30.11.

Продукты питания.

И.В. Козина стр 86. Л.Н Смирнова стр 35.

Знакомить детей с основными названиями продуктов питания; уточнить, из чего они сделаны; рассказать что из них можно приготовить.

Познавательное и речевое развитие.

7.12.

Зима. Зимующие птицы.

О.А. Соломенников астр 49, 53,57. Т. И. Петрова стр 35. И.В.Козина стр 52.

Расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах.  Расширять представления детей о зимующих птицах, о том, где они живут, чем питаются, из каких частей состоит их тело, чем покрыто.

Познавательное и речевое развитие.

14.12.

Домашние животные зимой.

Л.Н. Смирнова. Стр 50. И.В. Козина.стр  33.

Расширять обобщенные представления детей о домашних животных и их детенышей. Устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных. Уточнять какую пользу они приносят человеку, как зимуют.

Познавательное и речевое развитие.

21.12.

Дикие животные зимой.

О.А. Соломенникова стр 41.Л.Н. Смирнова стр 52. Г.М. Блинова стр87. И.В.Козина стр 38.

Расширять представления детей о жизни диких животных в зимний период. Закрепить названия животных их детенышей; части их тела, где живут, чем питаются, как передвигаются.

Познавательное и речевое развитие.

28.12.

Новый год.

Л.Н. Смирнова стр 39. И.В.Козина стр 60.

Расширять обобщенные представления о новогоднем празднике. Учить составлять рассказ по опорным предметным картинкам. Закреплять знания детей о характерных особенностях новогодних игрушек и украшений.

Познавательное и речевое развитие

11.01.

Мебель. Части мебели.

Н.В.Степанова стр 35. Л.Н. Смирнова стр 44.И.В. Козина стр 75.

Расширять обобщенные представления о мебели и ее назначении, об основных видах мебели и ее частях, о различных материалах из которых изготавливают мебель.

Познавательное и речевое развитие

18.01.

Транспорт грузовой и пассажирский.

Т.И.Петрова стр 52. Г.М.Блинова стр 83. Л.Н. Смирнова стр 46.

Познакомить детей с основными видами транспорта (пассажирский, грузовой), кто управляет транспортом. Учить составлять рассказы на предложенную тему, сочинять веселые загадки.

Познавательное и речевое развитие

25.01.

Профессии на транспорте.

И.В. Козина стр 68.

Расширять обобщенные представления детей о транспорте, его назначении. Знакомить с профессиями людей, работающих на транспорте.

Познавательное и речевое развитие

01.02.

Детский сад. Профессии. Трудовые действия.

Н.В. Степанова стр 22. Т.И Петрова стр 50.

Расширять представления детей о труде взрослых в детском саду. Показать значение и важность каждой специальности. Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о профессиях.

Познавательное и речевое развитие

08.02.

Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия.

И.В .Козина стр 113.Н.В.Степанова стр 33, 86.

Расширять представления детей о труде работников ателье и результатах их труда.

Познавательное и речевое развитие

15.02.

Стройка. Профессии. Трудовые действия.

Н.В.Степанова стр 31. И.В.Козина стр 72.

Знакомить детей с трудом строителей, результатами их труда. Давать знания о том, что для облегчения труда людей, используется разнообразная техника. Закреплять обобщающие понятия стройка и строители.

Познавательное и речевое развитие

22.02.

Наша армия.

И.В.Козина стр 82.

Расширять обобщенные представления детей об армии, ее функциях; продолжать знакомство с военными профессиями; показывать их общественную значимость.

Познавательное и речевое развитие

29.02.

Комнатные растения.

И.В.Козина стр 78. О.А. Соломенникова стр 66.

Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть их. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями.

Познавательное и речевое развитие

07.03.

Весна. Приметы весны. Прилет птиц.

Т. И. Петрова стр 71.

И.В. Козина стр 90. О.А. Соломенникова стр 73.

Формировать представления о весенних изменениях в природе, о ее основных признаках. Расширять знания об особенностях внешнего вида, жизни и повадках птиц, их приспособленности к среде обитания в весенний период.

Познавательное и речевое развитие

14.03.

Весенние сельскохозяйственные  работы.

О. А. Соломенников астр 73.

Бондаренко стр 199

Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к  людям , занимающимися сельским хозяйством.

Познавательное и речевое развитие

21.03.

Откуда хлеб пришел?

И. В. Козина стр 102. Н.В. Степанова стр 24.

Закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола. Знакомить детей с тем, как делают хлеб и хлебобулочные изделия; кто их выпекает.

Познавательное и речевое развитие

28.03

Речные, озерные и аквариумные рыбки.

И.В. Козина стр 106. Г.М. Блинов стр 90. Т.И. Петрова стр 29.

Расширять представления детей об аквариумных и пресноводных рыбах, их образе жизни, их внешнем виде, защитной окраске, повадках, местах обитания.

Познавательное и речевое развитие

04.04.

Почта.

И.В.Козина стр 118

Расширять представления детей о труде работников почты и их общественной значимости.

Познавательное и речевое развитие

11.04.

  Космос.

Н. В. Степанова стр 162. И.В.Козина стр 110

Расширять представления детей о планете Земля. Познакомить с символами звезд, вызвать интерес к космическому пространству; расширять представления детей о профессии космонавта.

Познавательное и речевое развитие

18.04.

Наш город.

Н.В.Степанова стр 107. Л.Н. Смирнова стр 63.  И.В.Козина стр3

Познакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим. Дать понятия, что такое город, его особенности, какие учреждения есть в городе и для чего они нужны, кто их строит.

Познавательное и речевое развитие

25.04.

Правила дорожного движения.

И.В.Козина стр 130. Н.В Степанова стр 182.

Расширять, о поведении детей, пешеходов и водителей на улице и дороге. Уточнять и закреплять знания детей о названиях и значениях элементарных дорожных знаков.

Познавательное и речевое развитие

02.05.

Семья.

Выходной день.

9.05.

Насекомые.

Выходной день.

16.05.

Лето.

И.В.Козина стр 134. Т.И.Петрова стр 87.

Расширять и обобщенные представления о лете, его признаках, о летних забавах детей. Закреплять знания детей о временах года.

Познавательное и речевое развитие

23.05.

Полевые цветы.

Т.И.Петрова стр 84. И.В.Козина стр 122.

Расширять представления детей о полевых цветах, их строении, местах произрастания.

Познавательное и речевое развитие

 

Учебно – методический комплекс.

1. И.В. Козина  «Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста» (2010 г.).

2.  В.Н.Волчкова , «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» (2004 г.).

3. Л.Н. Смирнова  «Логопедия в детском саду» (2006 г.).

4. Т. М. Петрова, Е. С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» (2004 г.).

5. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшейей группе детского сада» (2006г.).

6.  Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (2015г.).

7. Г.М. Блинова  «Познавательное развитие детей». (2007г.).

8. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» (2014г).

9. Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. (2005г).

10.О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (2014г)

 

 

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательно-исследовательская деятельность.

В качестве основных развивающихся функций познавательно - исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста могут быть обозначены следующие цели и задачи:

Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности); Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно – следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений; Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (систематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира); Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

дата

Тема

Цели

Интеграция обл.

Живая природа.

Растения и животные как живые организмы.

07.10.15

Осень. Деревьяосенью.

 «Может ли растение дышать?»

О.В.Дыбина с.33

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

14.10.15

Овощи. Огород. «Что нужно для роста и развития растения»

О.В.Дыбина с.35

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

21.10.15

Фрукты. Сад..«Почему листья осенью опадают?»

О.В.Дыбина с.37

Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

28.10.15.

Лес. Ягоды. Грибы.

 «Что у нас под ногами»

О.В.Дыбина с.45-47

Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений). Подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

Неживая природа.

04.11.15

 Одежда.

 «Вода. Свойства воды»

О.В.Дыбина с.16

Выявить свойства воды. Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

11.11.15.

Обувь.

 «Куда делась вода?»

О.В.Дыбина с.50

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды)

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

18.11.15

Игрушки. Воздух. «Знакомство со свойствами воздуха»

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. с.158.

Г.М. Блинова с..81

Т.М. Бондаренко с.81

О.В. Дыбина с.51

Знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

 «Речевое развитие»

25.11.15

Посуда.

 Песок. Глина. Камни.

Знакомство со свойствами .

О.В. Дыбина с.54

Выделить свойства песка, глины –сыпучесть, рыхлость, свойство пропускать воду.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

02.12.15

Продукты питания.

«Что мы знаем о времени»

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.  с.169

О.В. Дыбина с.55

Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней). Закрепить понятие «беречь время».

«Социально-коммуникативное развитие»

 «Познавательное развитие»

 «Речевое развитие»

09.12.15

Зима. Зимующие птицы. «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

16.12.15

Домашние животные зимой. «Что мы знаем об электричестве»

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.  с.167

Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах, вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

23.12.15

Дикие животныезимой.

 Вес. «Магнит – фокусник»

О.В.Дыбина с.23

Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

30.12.15

Новый год.

 Вес. Притяжение

О.В.Дыбина с.24

Понять, что предметы имеют вес, которые зависят от материала и размера. Установить зависимость веса, предмета от его размера и материала.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

13.01.16

 Мебель. Частимебели.

 Звук.

О.В.Дыбина с.24

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

20.01.16

Транспорт грузовой и пассажирский.Теплота.

 «Как согреть руки»

О.В.Дыбина с.26

Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла)

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

27.01.16

Профессии на транспорте. «Уличные тени»

«Световой луч»

О.В.Дыбина с.56

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета их взаиморасположение.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

03.02.16

Детский сад. Профессии. «Разные отражения»

О.В.Дыбина с.57

Понять, что отражение возникает на гладких, блестящих поверхностях, и не только при свете. Выявить особенности зеркального отражения.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

Человек.

10.02.16.

Ателье. Трудовые действия. «Язычек помощник»

О.В.Дыбина с.27

Познакомить со строением и значением языка, поупражнять в определении вкуса продуктов.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

 

 

 

 

17.02.16

Стройка. Профессии. «Наши помощники» «Слушай во все уши» с.58.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

стр.113 А.И. Иванова

Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

24.02.16

Наша армия. «Наши помошники»

«Мой замечательный нос»

Стр.50 Г.М. Блинова

О.В.Дыбина с.27

Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа, позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

02.03.16

 Комнатные растения.  «Наши помощники глаза»

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.  с.70

Познакомить со строением глаза, дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.  Посмотреть, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

09.03.16

Весна. Прилет птиц.«Познакомимся со своей кожей»

А.И. Иванова с.70

Познакомить детей с внешним строением кожи; уточнить представления о значении кожи; развивать желание экспериментировать; формировать умения объяснять полученные данные.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

16.03.16

Весенние сельскохозяйственные работы.  «Сердце и сосуды»

А.И.Иванова с.98

Познакомить детей с понятиями (сердце, кровь, сосуды, пульс) Формировать способность анализировать результаты опытов.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

23.03.16

 Откуда хлеб пришел.

 «Дыхательная система»

А.И. Иванова с.105

Дать понятие как функционирует дыхательная система. Продолжить формирование способности анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

30.03.16

Рыбы.

 « Наши зубы»

А.И. Иванова с.84

Дать некоторые знания о значении и строении зубов. Понять биологический смысл гигиенических процедур. Совершенствовать навыки экспериментирования.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Земля. Космос.

06.04.16

Почта.

«Этот загадочный космос» 

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.  с.162.

Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

 «Речевое развитие»

13.04.16

Космос.

«Солнце, Земля и другие планеты»

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. с.155.

О.В.Дыбина с.67

М.Блинова с.49

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

 «Речевое развитие»

Рукотворный мир

20.04.16

Наш город. «Рукотворный мир»

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.  с.84

Учить детей различать природные объекты и предметы, сделанные руками человека,

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

27.04.16

Правила дорожного движения.«Рукотворный мир»

«Для чего нужны ткани»

Волчкова В.Н.,.  с.86

Знакомить со свойствами тканей, помочь определить их особенности; дать представление о б истории иглы, учить понимать назначение предметов, ориентироваться в прошлом и настоящем.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

04.05.16

Семья. «Рукотворный мир»

«Предметы из стекла и металла»

Волчкова В.Н., с.93

О.В.Дыбина с.29

Познакомить со свойствами стекла и металла и их применением; уточнить представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла и металла.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

 «Речевое развитие»

11.05.16

Насекомые.«Рукотворный мир»

«Кожа и дерево»

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.  с.96

Познакомить с некоторыми свойствами дерева и кожи на основе сравнения; уточнить представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из дерева и из кожи.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

18.05.16

Лето. «Рукотворный мир»

«Искусственные материалы»

Волчкова В.Н.,.  с.98

О.В.Дыбина с.29

Познакомить с некоторыми свойствами некоторых современных материалов: резина, поролон, пластмасса; уточнить знания о том где используют данные материалы, что из них изготавливают.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

25.05.16

Полевые цветы. «Как человек приручил огонь»

Г.М.Блинова с.38

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.  с.165

Познакомить детей с тем, как человек научился добывать огонь, показать значение этого открытия для современной жизни.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

 

 

 

Учебно – методический комплекс.

1. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» (2002 г.).

2.  В.Н.Волчкова , «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» (2004 г.).

4.  А.И. Иванова «Естественно –научные наблюдения и эксперименты в детском саду» (2008 г).

6.  Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (2015г.).

7. Г.М. Блинова  «Познавательное развитие детей». (2007г.).

9. Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. (2005г).

10.О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (2014г).

27 ноября 2015 в 20:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.